Современный теннис появился на основе игры жё-де-пом (с фр. в буквальном смысле игра ладонью). Именно во Франции в XI веке появилась игра, в которой участники перекидывали мяч (мешочки из ткани с волосом или из пробки) ударами ладони. С самого начала это была городская игра. Играли, в основном, на площадях или мостовых, вымощенных камнями; идеально подходили узкие улочки с натянутой лентой или веревкой. Изначально лента (прообраз сетки) натягивалась на уровне двух метров и выше, но позже её высота стала снижаться. Уже на гравюрах XVI века видно, что её высота составляет около одного метра. Играть удобнее было на твердой мостовой, чем на мягкой земле. В Средние века этот «теннис» еще не был аристократическим досугом и был доступен абсолютно всем — ведь игра ещё не требовала специального помещения. В неё играли вначале ладонью, а затем небольшими лопаточками, которые постепенно преобразовались в ракетки с натянутыми жилами или кишками животных. Благодаря подвижности, энергичности и зрелищности игра быстро стала популярной и регулярно собирала публику.

 

К сожалению, со временем, духовная и светская власть стали запрещать эту новую игру горожан, так как она нарушала движение в людных местах и сопровождалась чрезмерным шумом, гамом и криками. Считалось, что играя в теннис, монахи забывают о молитвах, ремесленники – о работе, студенты – о занятиях. Сохранилось письмо епископа Эдмунда Лейси, в котором он настаивает, чтобы городские власти запретили игру возле церкви: «Наша церковь больше не святое место, так как вокруг нее постоянно смех, крики, пение и неблагородные игры. Даже некоторые монахи возле церкви принимают участие в игре с мячом. А для тренировок они используют стены домов».

 

Поэтому начиная с XIV века теннис и все прочие игры в мяч на городских улицах подвергались всяческим запретам и гонениям. Главный магистрат Парижа был вынужден выдать мандат в 1397 году запрещающий играть в же-де-пом в любой день, кроме воскресенья. Наказания были введены довольно строгие: денежный штраф или месяц тюремного заключения. Поэтому новой игре пришлось перебраться в крытые помещения.

 

Следующим этапом развития игры жё-де-пом (вначале своего развития его можно назвать «уличным теннисом») являлась игра в помещении, которой увлеклись  именно священнослужители, ещё недавно боровшиеся в с запретом игр на улицах. Играли не только молодые семинаристы, но и архиепископы с кардиналами. Игра проводилась в стенах французских монастырей, на гладком каменном полу, где одновременно могли играть до 12 участников. Вскоре жё-де-пом стал популярен и среди представителей светского высшего общества. Игра постепенно изменялась: мяч отбивали рукой, затем изобрели перчатки, биты, а в XVI веке появляются первые ракетки. Это время рассвета и популярности игры жё-де-пом, который увлёк французские, английские, испанские королевские семьи и знать. Проблема специального помещения — с площадкой для игры и галереей для зрителей превратила её в «королевскую игру». В наше время для обозначения этой игры(недоступной для простого люда) используют термин «real-tennis».

 

 

Считается (но достоверно не подкреплено), что первый закрытый корт появился в Пуатье (Франция) в 1230 году. Следующий корт был построен в 1285 году в Валенсии (Испания). Хоть само здание и не сохранилось, но напоминанием о нём служит «Улица джентльменов теннисного корта».

 

В XIII-XIV веках развлечения-игры, схожие с французским жё-де-пом, были и в Италии (игра «джиоко делла палла» или «паллоне»), в Испании («лонг-пом»; «курт-пом»; «пилотта»), в Валенсии («фронтон»).

 

В Италии первый корт построили в 1457 году в Белригуардо (Belriguardo) – загородном дворце герцогов д’Эстов (d’Este). В летописях упоминается игра наподобие жё-де-пом, которая называлась «pallacorda» (итал.- palla – мяч; corda – верёвка). Именно веревка была прототипом сетки. Также упоминается слово «корт» (итал.- corda). Сохранилось письмо гуманиста Паоло Кортези (Paolo Cortesi), в котором он рассказывает, что, будучи во Флоренции, был участником интересного матча на корте дворца Медичи. Кортези, его сын и глава Флорентийской республики Лоренцо ди Пьеро де Медичи (1449-92) уступили матч и ставку в 25 дукатов команде из Рима.

 

Кортези в 1510 году выпустил «Латинскую энциклопедию придворных нравов» ( «De Cardinalatu»), в которой написал, что при светских и церковных дворцах обязательно должен быть корт. Он указывает, что корт может быть открытым во внутреннем дворике или закрытым (залом), который легко можно переустроить для другого мероприятия. Папа Римский Юлий II (Iulius II) считал паллакорду «самой полезной из всех игр в мяч, и она должна стать самым популярным времяпрепровождением итальянской знати (кроме охоты)».

 

Как уже говорилось, игра развивалась и для удобства(чтобы отбивать мяч) вначале стали одевать перчатку, а позже использовать деревянный биток (что-то среднее между ракеткой для настольного тенниса и битой). Этот предмет хоть ещё и мало, но уже напоминал раннюю форму теннисной ракетки. Следующими существенными изменениями стало использование на ракетке струн.

 

Известно также, что и женщины играли в же-де-пом. В исторических документах упоминается факт, что в 1427 году хорошо играла некая молодая женщина по имени Марго, а ее умение и скорость, с которой она отправляла мяч, ничем не уступали лучшим игрокам Парижа.

 

Изготовление реал-теннисных мячей регламентировалось законом короля Людовика XI от 1480 года. В нём заключались следующие требования: мяч должен быть набит только хорошей кожей и шерстью; песок, опилки, мох, золу, мел, известь или землю было строго запрещено использовать. Его старшая дочь Анна де Божё (1461-1522) с детства начала заниматься теннисом, что в целом было несвойственно королевским особам женского пола.

 

Реал-теннисом были увлечены многие монархи Европы. Их личная заинтересованность отлично популяризировала новую игру среди придворных.

 

К началу XVI века во Франции уже существовали игроки, которые реал-теннисом стали зарабатывать себе на жизнь. В 1527 году Франциск I подписал патент, согласно которому эти игроки получали профессию «игрока в реал-теннис» (Paumiers) и обязаны платить налог в королевскую казну. Получается, что 1527 год можно считать годом появления профессионального тенниса.

 

Вскоре  была создана и первая организация игроков. В 1571 году во Франции появилась «Корпорация профессионалов реал-тенниса» (фр.- Corporation des raquettiers qui fabriquent les raquettes de jeu de paume).  Устав, который утвердил ещё один страстный любитель реал-тениса Карл IX (1550-1574), назвал игру «одним из самых благородных, достойных и полезных для здоровья упражнений, которыми могут заниматься принцы, пэры и другие знатные особы и отныне «игра будет находиться под нашим величайшим покровительством в городах нашего королевства и за её проведение отвечают мастера тенниса». А игроков Карл IX разделил на три категории: ученики (Apprentices), партнеры (Associés) и мастера (Maitres). Мастера получали право на гильдию и на собственный герб с теннисной символикой. Их деятельность  была разнообразна и включала: изготовление ракеток и мячей, обучение игре, участие в показательных выступлениях, содержание кортов, предоставление игровых костюмов, организацию и обслуживание игр. Аналогичное объединение профессионалов со своим уставом было создано во Флоренции приблизительно в 1550 году.

 

 

Генрих Наваррский став королём Франции под именем Генрих IV издаёт Указ от 15 октября 1594 года «Статьи о положении и организации мастеров и владельцев теннисных кортов», содержание которого весьма интересно. Приводим некоторые положения:

 

  • в Париже и его окрестностях должно быть четыре гильдии мастеров тенниса, которые должны руководить представителями этой профессии;
  • чтобы стать членом гильдии надо продемонстрировать своё мастерство в присутствии руководителей и других членов гильдии;
  • только мастер, и только имея разрешение городской власти, может владеть мастерской или кортом;
  • только мастер имеет право сдавать корт в ренту и продавать мячи(независимо от того, новые они или старые);
  • мастер имеет право владеть всего лишь одной мастерской в Париже или в его окрестностях;
  • никто не может получить звание мастера, пока он не продемонстрирует хороший характер, трезвость и высокую нравственность;
  • в случае смерти мастера его жена, пока она остается вдовой, имеет право вести дело мужа и держать корт открытым;

 

Закрытые корты стали сооружаться во многих университетах для досуга студентов. Книга «Взгляд на Францию» (вышла в 1594 году, автор секретарь английского посольства в Париже Роберт Дарлингтон (Robert Dallington)) утверждает: «страна буквально покрыта кортами. Создается мнение, что их больше, чем церквей, а французы уже рождаются с ракеткой в руке. Жажда этого увлечения не имеет предела. Игроков можно увидеть даже в самую жаркую пору дня, когда все нормальные люди и не думают о том, чтобы выйти на улицу.

Венецианский посол в Париже Франческо де Ирни (Francesco d’Ierni) в своем отчете (за 1596 год) писал, что в Париже существует 250 специальных сооружений для игры в теннис, и около 7000 человек по своему роду занятий напрямую или косвенно связаны с реал-теннисом (это маклеры, массажисты, мастера, производители и поставщики материалов для ракеток и мячей  и другие). К началу XVI века производство теннисного инвентаря и сдача кортов в ренту стали очень прибыльными занятиями.

 

В 1610 году во Франции было создано «Сообщество мастеров реал-тенниса, владельцев мастерских по изготовлению ракеток, мячей и других предметов для реал-тенниса» (фр.- Communauté des maîtres-paumiers, raquetiers, faiseurs d’éteufs, pelotes et balles), которое стало монопольной организацией-производителем. Это сообщество получило право обучать своему делу производства инвентаря. После трёхлетнего обучения и успешной сдачи экзаменов можно было получить патент на самостоятельную работу. Так как патент возможно было передавать по наследству, то стали возникать династии связанные с реал-теннисом.

 

Вскоре новая игра появилась и в Британии. Активное увлечение реал-теннисом и постройка кортов началась при вступлении на престол Генриха V  (1413). Первые корты появились в лондонском Тауэре, в Виндзоре и в Вестминстере. Англичане начали сами производить ракетки, но мячи всё ещё производились только французами. В хрониках того времени упоминается некий Ричард Стайрес (Richard Stayres), который игрой в реал-теннис зарабатывал себе на жизнь.

 

Игра набирала популярность и к 1600 году в Лондоне было уже 14 кортов. Не сладко пришлось реал-теннису только во времена правления Оливера Кромвеля (1645-1658), который запретил его, а корты стали демонтировать или использовать как хранилища или склады. К счастью,  этот период продолжался недолго, и с приходом к власти Карла II (1660-1685) и с возвращением монархии «теннисный бум» возродился. На этот период припадает и публикация английского варианта правил реал-тенниса в «Академия Арсенала» (1668). Её автор Рэнделл Холм (Randall Hill).

 

Стоит отметить ещё одну игру, которая оказала влияние на развитие тенниса – «рэкетс» (rackets). Она появилась в XVIII веке среди простого народа, а местом возникновения считаются дворики английских долговых тюрем и городских трущоб. В рэкетс играли без сетки во дворах, обнесенных стенами(игра напоминала сквош). Cчет велся до 15 очков.

 

Самое раннее изображение спортсмена реал-тенниса, дошедшее до нас, это портрет лучшего игрока своего времени Гийома Барселлона (Guillaume Barsellon, королевского игрока Людовика XIV), кисти Этена Луи (Etienne Loys). Сейчас находится в Уимблдонском музее.

 

Первый чемпионат мира по реал-теннису прошёл в Париже в 1740 году, а первым чемпионом мира стал француз Клирг (Clergе). Но турнир не стал регулярным и проводился крайне редко. Два следующих чемпионата также состоялись в Париже: в 1765 году победителем стал Раймон Массон (Raymond Masson, королевский игрок Людовика XV), а в 1785 году – Жозеф Барселлон (Joseph Barcellon) – сын Гийома Барселлона. Ещё один чемпионат мира состоялся в 1816 году, но уже в Лондоне, где француз Маркизио (Marchisio) переиграл англичанина Филиппа Кокса (Philip Cox).

 

Jeu de Paume хоть и был всегда популярен, но спустя определенное время,  стал подвергаться осуждению вместе с курением, выпивкой, игрой в карты и трик-трак, стремлению к модной одежде и прочими мирскими удовольствиями. Например, в хронике Шекспира «Генрих V» французский дофин, насмехаясь над  молодым английским королем, присылает ему бочонок теннисных мячей намекая на его ветреные и несерьёзные занятия. На двух сатирических изображениях того времени мы видим, как пытаются «выбить дурь» из головы молодых и распутных дворян – в первом случае используя для этого решето, а во втором – засунув «заблудшую» голову в печь. В результате таких «мер» должны вылететь множество грехов: пьянство, рождение бастардов, склонности к модной одежде, увлечение теннисом и азартными играми. Наполеон и Веллингтон и вовсе запретили все дворянские развлечения, в том числе и теннис.

 Кстати, реал-теннис сохранился и по сей день в первоначальном своем виде. Эта игра сохраняет традиции и очарование игры, которой насчитывается около восьми веков. Первенство принадлежит Великобритании, в ней насчитывается 43 действующих клуба реал-тенниса. За ней следуют США, в которых 13 клубов, во Франции – около десятка клубов, в Австралии – 4, несколько клубов есть и в Канаде. В настоящее время в мире около 5000 человек увлекаются реал-теннисом. Все английские клубы реал-тенниса объединяются в ассоциацию «The Tennis and Rackets Association» (TARA), которая основана в 1907 году. Под её эгидой проводятся национальные и международные турниры.

Один из сохранившихся залов для игры жё-де-пом попал в историю как место собрания депутатов-представителей третьего сословия Национального собрания Франции, которые собрались в зале и поклялись не расходиться до тех пор, пока не получат согласия на разработку конституции, ограничивающей власть короля.

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях